Эффективная работа с 3ds max 7.5

Несколько заданий на самостоятельную проработку


Чтобы достойно завершить эту главу, выполните самостоятельно несколько заданий, цель которых — помочь вам убедиться в понимании тонкостей применения текстурных карт и создания многокомпонентных материалов.

Попробуйте проделать самостоятельно следующие действия:

1. Попытайтесь смоделировать двери со стеклами на створках, применив к объектам, изображающим створки дверей, материал типа «Дерево + стекло». Нужно только подготовить сетки створок дверей соответствующим образом, аккуратно назначив граням нужные идентификаторы материала.

2.   Попробуйте создать и назначить материалы Деду Морозу, стоящему возле елки. Многокомпонентный материал для шубы и шапки Деда Мороза должен состоять всего из двух компонентов, скажем, красного и белого цветов. Красный материал будет применен к полам шубы, рукавицам и верху шапки, а белый будет изображать меховую оторочку. Можете добавить в состав этих материалов текстуры на свой вкус. Материал для головы Деда Мороза должен включать три компонента: телесного цвета — для лица, белого — для усов и бороды и черного — для глаз. Прототипы соответствующих материалов под именами Shuba и Golova можно найти в библиотеке MAX-kafe.mat. Кстати, в этой библиотеке при желании вы найдете также и материалы Valenki, Meshok и Kristall posoha, назначение которых ясно из их названий. На рис. 14.84 показано, как могла бы выглядеть в интерьере кафе «МАХ» фигурка Деда Мороза после нанесения материалов.

 

Рис. 14.84. Вариант внешнего вида фигурки Деда Мороза после нанесения материалов

3. Подготовьте многокомпонентные материалы для раскраски елочных шаров, ветвей и ствола самой елки. Материал, предназначенный для елочных игрушек-шаров, должен состоять из двух компонентов, первый из которых будет имитировать зеркальное цветное стекло, а второй — золотистый металлический колпачок наверху шариков. Не рекомендую вам использовать в материале шариков карту трассируемой текстуры для имитации отражения, так как сцена и без того перенасыщена подобными текстурами. Так как шарики не представлены крупным планом, проще сымитировать отражения с помощью растровой текстуры. В качестве материала для золотистых колпачков используйте готовый материал Pozolota. Модель елки изначально снабжена многокомпонентным материалом из 17 компонентов. Среди них вас будут интересовать только материалы № 4 и 5, имитирующие ствол и ветки, а также № 16, изображающий иголки на ветвях ели. В основу материалов для ствола и ветвей положите растровую текстуру с рисунком еловой коры из файла Bark4.jpg, имеющегося в папке Maps\Wood компакт-диска, прилагающегося к книге. Поместите эту текстуру в канал цвета диффузного рассеивания. Для имитации иголок елки примените две растровые текстурные карты, также имеющиеся в папке Maps компакт-диска, прилагающегося к книге. Одну, с изображением зеленой еловой веточки, хранящуюся в файле lgolki.tif, поместите в канал цвета диффузного рассеивания того компонента материала, который будет применен к веткам елки. Другую текстуру, из файла lgolki(Opacity).tif, с черно-белым изображением той же еловой ветки, поместите в канал Opacity (Непрозрачность). Если не сможете проделать это самостоятельно, загляните в библиотеку MAX-kafe.mat, найдите там многокомпонентный материал Yolka и разберитесь в его структуре. На рис. 14.85 показано, как может выглядеть наша новогодняя елка с игрушками в интерьере кафе.




 


Рис. 14.85. Новогодняя елка с ее убранством после нанесения материалов

4.   Создайте многокомпонентный материал для камина нашего кафе. В этой работе есть две особенности. Во-первых, использование для наружной облицовки камина материала с характерным узором кирпичной кладки (можете применить растровую текстуру Yellobrk.jpg, имеющуюся в папке Maps\Brick стандартных текстур max 7.5) требует тщательной подгонки кратности текстуры и положения рисунка в пределах поверхностей объекта, иначе разрывы рисунка на краях объекта будут слишком очевидны. Можете попробовать применить при нанесении материала на поверхности камина метод назначения объекту нескольких модификаторов плоской проекции, как было описано выше в разделе «Применение нескольких модификаторов проекций к одному объекту». Образец той же самой растровой текстуры поместите в канал Bump (Рельефность), чтобы швы между кирпичами выглядели более выразительно. Во-вторых, в составе материала, выстилающего внутренние поверхности топки камина, имеет смысл заменить цвет диффузного рассеивания текстурной картой типа Noise (Неоднородности). В самой карте случайных пятен замените белый цвет текстурой красной кирпичной кладки, применив, скажем, растровую текстуру Brkwea.jpg. Такой прием позволит создать впечатление, что стенки топки покрыты пятнами копоти, как это и должно быть на самом деле. Примерный вид камина после нанесения материалов показан на рис. 14.86. После того как у вас что-то получится, можете сравнить свой результат с готовым материалом, который хранится под именем Kamin в библиотеке MAX-kafe.mat.

 


Рис. 14.86. Вариант нанесения текстуры кирпичной кладки на поверхности камина

5.   Чтобы убедиться, что созданные нами материалы имеют более широкое применение, чем то, какое мы им уготовили в сцене «МАХ-кафе», попробуйте назначить материалы шахматным фигурам и доске, на которой они расставлены. Необходимый для этого файл сцены под именем Shahmati.max вы можете найти в папке Scenes\Glava_06 компакт-диска, прилагающегося к книге. Ко всем фигурам одного цвета, кроме ферзя и короля, примените стандартный материал с текстурой темного дерева типа Duboviy кар, к фигурам другого цвета — материал с текстурой светлого дерева, наподобие материала lasenevaia doska. Для ферзей и королей, на «головах» которых должны красоваться маленькие золотые короны, создайте два многокомпонентных материала. Один — из стандартных материалов Duboviy кар и Pozolota, а второй — из материалов lasenevaia doska и Pozolota. Для шахматной доски создайте многокомпонентный материал из двух компонентов. В качестве первого, который должен быть нанесен на все поверхности доски, кроме шахматного поля, используйте все тот же материал с текстурой светлого дерева lasenevaia doska. В качестве второго компонента примените стандартный материал Parket. Тщательно настройте счетчики группы Tiling (Кратность), чтобы вписать в пределы шахматного поля точно 8x8 клеток «паркета». Проделав всю эту работу, можете сопоставить получившийся результат с готовой сценой, к которой применены все описанные материалы. Такая сцена, результат визуализации которой показан на рис. 14.87, хранится под именем Shahmati01.max в папке Scenes\Glava_14 компакт-диска, прилагающегося к книге.

 


Рис. 14.87. Шахматы после применения материалов к фигурам и доске


Содержание раздела