Эффективная работа с 3ds max 7.5

Редактирование стандартных сеток и полисеток


В mах 7.5 сетчатые оболочки объектов могут редактироваться как стандартные сетки или как полигональные сетки (попросту называемые полисетками). Если не вдаваться в подробности, то разница между стандартными редактируемыми сетками (editable mesh) и редактируемыми полисетками (editable poly) состоит в том, что в полисетке минимальным участком плоскости, допускающим выделение, является не треугольная грань, а полигон. Вспомните главу 1: полигон — это многоугольник, состоящий из компланарных, то есть лежащих в одной плоскости, треугольных граней с невидимыми в обычных условиях общими ребрами. Кстати, простейший полигон может быть и треугольным.

Невидимые ребра, разделяющие смежные треугольные грани в пределах полигона, остаются и у полисеток (рис. 8.28). Однако эти ребра по-разному реагируют на операцию разрезания, выполняемую с использованием инструмента Cut (Разрезать), подробнее познакомиться с которым вам предстоит несколько позже.

Рис. 8.28. Полигоны как редактируемых сеток, так и редактируемых полисеток выглядят одинаково и имеют невидимые ребра, показываемые пунктиром

ЗАМЕЧАНИЕ

Напомню, что в главе 2 мы разбирали, в чем разница между видимыми и невидимыми ребрами сетки. В главе 3 вы узнали о том, как сделать эти невидимые ребра видимыми. Для этого следует сбросить флажок Edges Only (Только края) в окне Object Properties (Свойства объекта), которое вызывается по команде Properties (Свойства) четвертного меню. Это меню, в свою очередь, появляется после щелчка правой кнопкой мыши в окне проекции при выделенном объекте.

Инструмент Cut (Разрезать) требует дважды щелкнуть кнопкой мыши сначала на одном, а затем на другом видимом ребре сетки. В результате ребра разрезаются в точках щелчка с созданием новых вершин, между которыми формируется новое ребро. Так вот, у редактируемых сеток невидимые ребра разрезаются наряду с видимыми, что приводит к образованию внутри полигонов «лишних» вершин и формированию сетки с довольно сложной структурой, затрудняющей дальнейшее редактирование. На рис. 8.29, слева показан пример редактируемой сетки, полученной в результате четырехкратного разрезания каждого из двух полигонов, показанных ранее на рис. 8.28. «Лишними» я назвал вершины, на появление которых мы не рассчитываем при разрезании. Ведь если невидимые ребра не видны, как это и есть по умолчанию у всех сеток, то сразу не очень понятно, откуда внутри полигона после разрезания появилась новая вершина. У редактируемых полисеток невидимые ребра при каждой операции разрезания перестраиваются так, что «не попадают под нож». В итоге «лишних» вершин не появляется, да и структура сетки оказывается более ясной и четкой (рис. 8.29, справа).




Рис. 8.29. В результате четырехкратного разрезания ребер двух полигонов редактируемой сетки (слева) ее структура становится более сложной для дальнейшей правки, чем у редактируемой полисетки (справа)

Разумеется, разница между редактируемыми сетками и полисетками не сводится только к реакции на разрезание. В какой-то мере можно считать, что полисетки, как более новый тип редактируемых сетчатых оболочек, являются более совершенными, имея ряд дополнительных инструментов для редактирования. Скажем, к числу очевидных достоинств полисеток относятся встроенные возможности сглаживания, аналогичные тем, какие достигаются за счет применения к стандартным сеткам модификатора Mesh Smooth (Сглаживание сетки).

Окончательный выбор, к какому типу сетки преобразовывать объект с целью правки на уровне подобъектов, нужно делать в каждом конкретном случае, исходя из личного опыта или предпочтения. В дальнейшем у вас будет возможность поработать и с редактируемыми сетками, и с полисетками. Однако для этого нужно в первую очередь научиться создавать такие редактируемые объекты и познакомиться с составом инструментов правки.


Содержание раздела